Персональный сайт воспитателя Джалиловой Айханум Изамутдиновны МБДОУ ЦРР д/с № 2 «Жемчужина» Республика Дагестан г. Буйнакск
Краткосрочная проектная работаКраткосрочный проект «Моя семья – моё богатство» Подготовительная группа «Золушка»
«Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро» В.А. Сухомлинский Вид проекта: информационно – творческий По количеству участников: коллективный (воспитатели группы, дети, родители) Продолжительность проекта: краткосрочный (март) Актуальность. «Семья - это самое важное, что есть в мире. Если у вас нет семьи, считайте, что у вас нет ничего. Семья - это самые прочные узы всей вашей жизни» - так гласит народная мудрость. Сейчас, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители зачастую не успевают оказать достаточно внимания своим детям, что в свою очередь неблагоприятно сказывается на детско-родительских отношениях, утрачивается ценность семьи. Между тем, семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья. К сожалению, в настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходит в прошлое традиционное семейное воспитание. При беседе с детьми о том, что они знают о семье, выяснилось следующее: у них отсутствуют четкие представления о таких понятиях как «семья», «члены семьи». Дети не знают истории своего рода и семьи. Недооцениваются семейные ценности; интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив. Многие дети не могут объяснить значимость семьи для человека. Мало кто из детей знает свою родословную, уходят в прошлое семейные традиции, праздники. Забыты такие понятия как род, родословная, предки. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. Это свидетельствует о том, что теряется связь поколений, семья перестает быть крепостью и опорой для ее членов, забываются традиции, обычаи, прошлое. Постепенно ослабевает воспитательный потенциал семьи. Эту ситуацию можно нивелировать за счет включения семьи в образовательное пространство в ДОУ. Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя семья – моё богатство». Я считаю, что проект – это идеальный способ поразмышлять о роли семьи в жизни каждого ребенка. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и развития детско-родительских отношений. Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому. Понимая важность семейных ценностей, я решила запустить проект «Моя семья – моё богатство». Цели проекта: Расширить представления детей о своей семье, создать условия для повышения активности участия родителей в жизни группы, воспитывать любовь и уважение к семье, как людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких, вовлечение родителей в единое образовательное пространство «Детский сад – ребенок – семья». Задачи: 1. Закреплять у детей понятие «семья»; расширять представления детей о семье; закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек.
3. Формировать представления о семейных традициях и праздниках. 4. Воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким. 5. Воспитывать интерес к своей родословной. 6. Познакомить детей с понятием «генеалогическое древо семьи». 7. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности. Планируемый результат со стороны детей: знают историю своей семьи; знают семейные традиции, праздники и участвуют в них; сформирован интерес к познанию истории своей семьи. Планируемый результат со стороны педагога: активизируется поисковая деятельность; установятся доверительные и партнёрские отношения с родителями; создадутся условия для благоприятного взаимодействия с родителями. Планируемый результат со стороны родителей: повысится активность участия родителей в жизнедеятельности группы; повысится педагогическая культура родителей; заинтересованность родителей в продолжении сотрудничества. Этапы работы над проектом: 1 этап – подготовительный: определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы, анкетирование родителей, подборка и изучение литературы. 2 этап – основной: Основной (или этап реализации проекта): проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение) включает в себя совершенствование содержания предметно-игровой среды группы, насыщение развивающим материалом по семейному воспитанию. Использование разработанных мероприятий в работе с детьми. Организация работы с родителями. 3 этап – заключительный: презентация проекта. Содержание этапов 1 этап: подготовительный 1.1. Определение проблемы. Педагог предлагает детям рассмотреть картинки с членами семьи и в игровой форме ответить на вопросы:
На первом этапе работы по проекту была выявлена проблема, цель проекта и его основные задачи, содержание 1.2. Были определены участники проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями. 1.3. Детям дали задание на дом: вместе с родителями посмотреть познавательные передачи, книги по теме «Моя семья», «Моя родословная. Составление с родителями таблицы: «Генеалогическое древо». 2 этап: основной Познавательное развитие: Рассматривание иллюстраций, картинок с членами семьи, беседа - игра на тему, «Моя семья» игра - конкурс «Моя родословная», викторина «В какой сказке встречаются семьи». Беседы на тему: «Никого роднее мамы и папы в целом мире нет», «На кого ты хочешь быть похож»; «Организация быта в нашей семье в будни»; «Семейный праздник – День рождение». Обсуждение с детьми поговорок и пословиц о семье. Дидактическая игра: «Домашний труд». Социально – коммуникативное развитие: Рассказы детей о семье. Составление рассказа по пентаграмме на тему: «Расскажи про маму (папу, бабушку, дедушку). НОД:прочтение и обсуждение рассказов В. Осеевой «Волшебное слово», «Хорошее». Чтение стихотворений: Р. Гамзатова «Про дедушку», Н.Майданик «Вместе с бабушкой».
Художественное – эстетическое развитие Художественное творчество: НОД: рисование «Моя семья»;
Музыка: слушание музыки и песен о маме и папе. Речевое развитие Беседы на тему «Моя семья», «Никого роднее мамы и папы в целом мире нет», «Моя родословная. Генеалогическое древо», «На кого ты хочешь быть похож»; «Организация быта в нашей семье в будни»; «Семейный праздник – День рождение», «В какой сказке встречаются семьи.
Коммуникативные игры: «Я расту…», «Назови ласково» Физическое развитие. Физкультминутка «Семья». Пальчиковая гимнастика: «Семья»; «Дом». Подвижная игра «Кувшин доброты». Словесная игра с мячом «Собираем добрые слова».
Работа с родителями Участие в конкурсе рисунков по теме «Моя семья»; «Моя родословная. Генеалогическое древо». Консультация «Как воспитать ребенка или уроки вежливости дома». Памятка для родителей «Посеять в детских душах доброту». Веселые старты «Папа, мама, я – дружная семья» Индивидуальные семейные консультации. Анкетирование: «Семья глазами ребенка», «Мой стиль воспитания в семье», «Права и обязанности детей», Родительское собрание Рассказы родителей о своей профессии. Консультации «Мама, папа, я – счастливая семья или незабываемый выходной», «Помогаем детям вместе», «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому», «Характер ребенка зависит от нас» 3 этап (заключительный) В конце нашего проекта была устроена выставка детских работ: рисунков по теме «Моя семья»; аппликации генеалогического древа, составленного вместе с родителями. Просмотр презентаций, составленных детьми и родителями «Моя семья — мое богатство» Сводная – информационно – диагностическая карта по выявлению знаний у детей о своей семье 1. Дети знают: -прошлое своей семьи, могут составить рассказ о членах своей семьи, семейном гербе; - в своей речи стали чаще употреблять такие фразы, как «уютный дом», «родной дом», «мои родственники» и др.; - пополнился словарный запас; - приобрели представления об общечеловеческих ценностях; - научились проявлять уважение к своим родителям, членам семьи, людям пожилого возраста; - развито чувство гордости за свою семью. 2. В процессе работы над проектом я, как и дети подробно изучила семьи воспитанников с их семейными традициями, особенностями семейного воспитания. Оценка результатов: Я считаю, что главным критерием эффективности данного проекта должна стать активность родителей во всех мероприятиях, проводимых в рамках данного проекта, а также полнота и прочность знаний детей о традициях своей семьи и своего народа. Заключение. В результате проектной деятельности дети обобщили и систематизировали свои знания о семье. За время реализации проекта «Моя семья – моё богатство» уровень знаний детей о семье значительно повысится. Дети узнают больше о своей семье, о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек. Воспитанники будут иметь представление о родословной, как истории семьи. Верится, что благодаря этому проекту укрепятся детско-родительские отношения, расширится кругозор и обогатится словарный запас детей. Особенность этого проекта, на мой взгляд, в том, что вместе с семьей мы не только будем познавать и осваивать новое, но и будем активно трудиться и отдыхать в одной команде «Воспитатели – дети – родители», где родители превратятся из наблюдателей в активных участников жизни детей в детском саду. 7 мая 2023 в 21:09
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.